|
УДК 349.41
Особенности раздела земельного участка в судебном порядке
Шерман Л.Р., студент
Научный руководитель: Самойленко Д.В., ст. преподаватель
Государственный университет по землеустройству, Россия
Рассмотрены некоторые особенности раздела земельного участка в судебном порядке. Сделан вывод о необходимости создания рекомендаций на уровне постановления Пленума Верховного Суда РФ относительно принципов раздела земельного участка в случае раздела индивидуального жилого дома.
Земельные споры представляют собой особую категорию гражданско-правовых споров, связанных с определением права собственности и иных вещных прав на земельные участки. В данном контексте необходимо констатировать, что земельный участок является специфическим видом недвижимого имущества. Специфичность обусловлена самой их правовой природой. Земельные участки по своей природе не являются вещами, их наделяют свойствами вещи для целей правового регулирования, считая вещами в юридическом смысле [1]. К основным свойствам относятся:
- Оборотоспособность. Большинство земельных участков находится в гражданском обороте, следовательно, переход вещных прав на земельный участок может осуществляться в соответствии с правилами гражданского и земельного законодательства.
- Недвижимый характер вещи. В принятой действующим правовым регулированием классификации объектов гражданских прав, все такие объекты делятся на движимые и недвижимые. Критерием дифференциации движимого и недвижимого объекта является не принципиальная невозможность переноса объекта, а невозможность такого переноса объекта без несоразмерных потерь стоимости [2]. В данном контексте очевидно, что земельный участок относится к категории недвижимых вещей.
- Принципиальная делимость земельного участка. Как отмечает О.В. Костина, в научной литературе доминирует позиция о принципиальной возможности делимости земельного участка, как бы мал он ни был [3].
Следует отметить, что именно принцип делимости земельного участка лежит в основе возможности раздела земельного участка, в том числе – раздела, осуществляемого в судебном порядке. Вместе с тем, как отмечает В.Е Сибирякова, вопросы делимости земельного участка не являются однозначными. Так, по мнению исследователя, земельный участок является делимым, в том случае, если:
- Представляется возможным использование новых земельных участков по своему назначению;
- Такое деление не противоречит принципам территориального зонирования земельных участков. В частности, представляется невозможным поделить на практике земельный участок, находящийся под сооружением или зданием [4].
В судебной практике существуют разные основания раздела земельного участка. В большинстве случаев, такие основания связаны с возникновением на единый земельный участок права общей совместной либо общей долевой собственности вследствие вступления данных лиц в брак либо наследования имущества.
Как отмечает Г.Л. Землякова, в судебной практике существуют некоторые проблемы, связанные с разделом земельного участка, занятого индивидуальным домом в случае выделения из такого дома части дома (квартиры) в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. Так, как отмечает исследователь, суды стоят на позиции, что часть жилого дома может быть самостоятельным объектом гражданских правоотношений при условии, что эта часть является изолированной и может эксплуатироваться отдельно от других частей жилого дома [5].
Разделив жилой дом на несколько самостоятельных объектов гражданских прав, возникает вопрос, каким образом должно осуществляться правовое регулирование относительно земельного участка, на котором расположен дом.
В данном случае, имеет место быть конкуренция двух принципов: принципа единого функционального назначения земельного участка и принципа единства судьбы недвижимости и земельного участка. Исходя из принципа единого функционального назначения дома, земельный участок по-прежнему выполняет единую функцию и выделение части дома в отдельный объект гражданских прав не влияет на функциональное назначение земельного участка, так как указанный земельный участок по-прежнему служит единой цели обслуживания всего дома и должен признаваться общей собственностью всех собственников без выделения соответствующих долей. В то же время, в соответствии с принципом единства судьбы земельного участка и расположенного на нем помещения, создание нового объекта недвижимости должен влечь за собой переход прав на такой объект и соответствующий раздел земельного участка.
На сегодняшний день, судебная практика идет, преимущественно, по второму пути, разделяет земельный участок на два, например, Апелляционное определение Ленинградского областного суда от 19 января 2017 года по делу № 33-6/2017(33-4292/2016. Вместе с тем, представляется, что вышеуказанная проблема нуждается в законодательной регламентации.
При этом, как указывает А.И. Иванова, сложности при разделе земельного участка, связанного с индивидуальным жилым домом, возникают также в отношении определения размеров выделяемых участков. Как отмечает исследователь, наиболее простым вариантом является раздел земельного участка в соответствующих долях (например, если треть дома выделяется в новый объект гражданских прав, то, соответственно, и земельный участок подлежит разделу в пропорции два к одному) [6]. Однако, при всей привлекательности такого принципа раздела земельного участка, его реализация не всегда представляется возможной, так как такой раздел не позволит образовать два функционально полноценных земельных участка, необходимых для обслуживания соответствующих частей жилых домов.
Еще одной проблемой возникающей при судебном рассмотрении споров является правовая неопределённость о возможности раздела земельного участка с реестровой ошибкой в местоположении границ [7].
Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным закрепление на уровне правоприменительной практики высших судов (соответствующего постановления Пленума ВС РФ) основных правил раздела приусадебных земельных участков, в случае раздела соответствующих жилых домов, исходя из следующих принципов:
- Принципиальная возможность такого раздела, при условии соблюдения требований земельного законодательства и способности вновь образованных земельных участков выполнять свои функции.
- Максимально возможный учет принципа пропорциональности размера вновь образованных земельных участков в соответствии с площадью вновь образованных объектов земельных прав.
Библиографический список
-
Самойленко, Д. В. Характеристики земельного участка как индивидуально определенной вещи / Д. В. Самойленко // Хозяйство и право. – 2021. – № 10(537). – С. 95-107. – EDN NGOZOK.
-
Горячева, А. И. Разграничение движимых и недвижимых вещей: общие вопросы / А. И. Горячева // Аграрное и земельное право. – 2020. – № 3(183). – С. 15-17. – EDN TASSLN.
-
Костина, О. В. Правовой режим земельного участка как недвижимой вещи / О. В. Костина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2008. – № 4(44). – С. 134-140. – EDN NPTKGB.
-
Сибирякова, В. Е. Проблемы неделимости земельных участков в российском законодательстве / В. Е. Сибирякова // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2013. – Т. 6. – № 2. – С. 11-13. – EDN QIUCRV.
-
Землякова, Г. Л. Правовые проблемы раздела земельных участков, занятых индивидуальными жилыми домами / Г. Л. Землякова // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2017. – № 11(194). – С. 66-75. – EDN ZSVTJR.
-
Иванова, А. И. Земельно-кадастровые аспекты раздела земельного участка (на примере раздела имущества супругов) / А. И. Иванова, Д. В. Пархоменко // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2019. – Т. 7. – С. 210-216. – DOI 10.33764/2618-981X-2019-7-210-216. – EDN ILHJQJ.
-
Самойленко, Д. В. К проблеме разрешения судебным экспертом вопроса о наличии реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков / Д. В. Самойленко // Вопросы российского и международного права. – 2020. – Т. 10. – № 3-1. – С. 197-203. – DOI 10.34670/AR.2020.93.3.015. – EDN CVJMIE.
28.12.22 18:28 | Sherman (участник)
Добрый день! Искренне благодарю за весьма ценные замечания, обязательно использую в дальнейших исследованиях. Однако в тексте речь не о едином землепользовании или многоконтурном участке, конечно, нужно было другими словами описать его целостность, а так Вы правы, что не очень понятно о каком участке идет речь.
|
28.12.22 12:50 | slipets (участник)
Добрый день! Достаточно интересная статья, но хотелось обратить внимание на следующие моменты:
1. Такого понятия, как «единый земельный участок» нет. С точки зрения ГКУ и ГРП в отношении земельного участка, возможно, имелось ввиду землепользование, единое землепользование или многоконтурный земельный участок.
2. С недавнего времени (с 01.03.2022 г.) понятия части жилого дама нет. Естественно такое понятие «сохранилось» в правоудостоверяющих документах на объект недвижимости и в записях ЕГРН. Однако осуществление действий, связанных с ГКУ в рамках «части жилого дома», в настоящее время, возможно исключительно с блоком жилого дома блокированной застройки (ст.1 ГК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 49 и др.) и ВРИ земельного участка – под блокированную застройку. И в данном случае превечным является раздел земельного участка, перевод его в соответствующий ВРИ, либо раздел земельного участка с изменением ВРИ на основании выписки из органа исполнительной власти (администрации) и только потом осуществление ГКУ блока, причем одновременно всех блоков одного здания. И если в правоудостоверяющих документах имеется понятие «часть жилого дома» (не зависимо от того является ли эта часть зданием или помещением в нем), то правообладатель сначала по заявлению переведет его в блок и только потом будет осуществляется внесение изменений в ЕГРН.
3. Раздел земельного участка с индивидуальным жилым домом невозможен (имеется ввиду и раздел земельного участка под домом, а также при условии что здание стоит на ГКУ и его местоположение определено в соответствии с земельным законодательством), а вот проведения реконструкции индивидуального жилого дома и «превращение» его в жилой дом блокированной застройки, в том числе и через проект – раздел возможен.
С уважением, Слипец А.А.
|
|
Все комментарии (2)
|
| |