В онлайне: 3 (гостей - 3, участников - 0)  Вход | Регистрация

 

УДК 349.4

Теоретико-правовое регулирование земельных отношений при территориальном планировании объектов обороны и безопасности (на примере войск национальной гвардии Российской Федерации)

 

Родин А.В., адъюнкт

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Россия

 

Проводится анализ земельных отношений при территориальном планировании объектов обороны и безопасности. С учетом анализа предлагается актуализировать вопрос необходимости совершенствования правового регулирования процедуры изъятия земельных участков для государственных нужд и их перевода в иные категории.

 

Актуальность исследования места и роли территориального планирования (далее – терпланирование) объектов обороны и безопасности (далее – объекты ОиБ) в деятельности государственных органов уже являлась предметом работы С.А. Олейника, А.В. Родина [1]. Земельные отношения и терпланирование современной России регулируют основания развития государственных органов, в том числе в задачи которых входит обеспечение безопасного функционирования всего государства. По мнению автора, механизмами такого развития, в части земельных отношений, являются правовые процедуры по изъятию земельных участков для нужд государства и их переводу из одной категории в другую. Примечательно, что данные механизмы неразрывно связаны с терпланированием и не имеют самостоятельных правовых оснований для реализации в отношении размещения федеральных объектов включая объекты ОиБ.

При этом теоретико-правовое регулирование земельных отношений при терпланировании объектов ОиБ войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – ВНГ РФ) имеет особенность, выраженную в необходимости размещения таких объектов, в большинстве случаев, непосредственно в границах городов и административных центрах. Указанная необходимость обусловлена отдельными задачами выполняемыми подразделениями ВНГ РФ. Так в соответствии с федеральным законом[2] к задачам, определяющим целесообразность нахождения объектов ОиБ ВНГ РФ на территории административных центров возможно отнести:

1. Обеспечение ВНГ РФ общественной безопасности, участие в охране общественного порядка.

2. Осуществление ВНГ РФ со стороны государства контроля (надзора) за исполнением законодательства, регулирующего оборот оружия, частную охранную и детективную деятельности.

Территориальная потребность размещения объектов ОиБ в городской черте также связана с предоставлением ВНГ РФ государственных услуг (функций) субъектам гражданских правоотношений для чего утверждены соответствующие административные регламенты в области государственного надзора оружием[3], частной охранной[4] и детективной деятельности[5]. Очевидно, что качество выполнения указанных задач ВНГ РФ зависит от места размещения их объектов ОиБ, в том числе удаленности от административных центров, для чего существуют правовые механизмы по изъятию земельных участков и последующему их переводу в необходимую категорию.

В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса РФ[6] изъятие земельных участков допускается для целей строительства, реконструкций объектов ОиБ ВНГ РФ. Причем такое изъятие может осуществляться независимо от формы собственности земельного участка и влечет прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного пользования, договора аренды.

Необходимо отметить, что основания изъятие земельных участков, для ВНГ РФ являются производными от терпланирования. Так Земельный кодекс РФ определяет, что изъятие земельных участков для целей строительства, реконструкции объектов ОиБ допускается лишь, при условии, если такие объекты указаны в утвержденных документах терпланирования. Одновременно с изъятием земельных участков для ВНГ РФ должно осуществляться изъятие объектов недвижимости расположенных на таких земельных участках, что требует возмещения их стоимости правообладателям. Некоторые исследователи, такие как Э.Р. Вагизова[7], Д.А. Курилин[8] отмечают, что в настоящее время необходимо осуществить правовое совершенствование процедуры определения размера стоимости возмещения изъятия земельного участка, а также выработать всем понятные методические рекомендации по оценке изымаемых прав. К.Н. Голованов[9] в своих рассуждениях идет дальше и предлагает разработать общий механизм регулирования изъятия земельных участков, предав ему силу федерального закона. По мнению автора, вопрос связанный с определением и возмещением стоимости изымаемых участков является наиболее сложным в такой процедуре, в результате чего в ВНГ РФ начиная с их образования и до настоящего времени отсутствуют прецеденты по изъятию земельных участков.

При этом требуется учитывать нормы федерального законодательства[10], определяющего обязательность земельного надзора со стороны государства в отношении земельных участков на которых размещаются или планируют размещаться объекты ОиБ ВНГ РФ. Актом Правительства РФ[11] на Росреестр и его территориальные органы возложены полномочия по надзору за использованием земельных участков в соответствии с их целевым назначением. В тоже время на государственные структуры в том числе ВНГ РФ возложена обязанность по соблюдению данных требований. С точки зрения теории права, содержание целевого назначения, являющегося составной частью правового режима земельных участков и универсально для всех земельных участков независимо от их ведомственной принадлежности.

В соответствии с Земельным кодексом РФ объекты ОиБ ВНГ РФ размещаются на земельных участках отнесенных к категории земель обороны, безопасности и иного специального назначения (далее – специальные земли). В результате чего, законодательством установлена необходимость, приведения земельных участков, используемых ВНГ РФ для выполнения своих функций к категории земель специального назначения.

Одновременно с этим ряд земельных участков, используемых для размещения объектов ОиБ не соответствуют категории использования и требуют перевода в категорию земель специального назначения. К подобным земельным участкам можно отнести земельные участки, используемые в служебно-боевой деятельности ВНГ РФ с целью размещения стрельбищ, полигонов, зачастую находящихся на территории земель сельскохозяйственного назначения, что противоречит делению земель по их целевому назначению на категории. Примером является судебного дело № 2-18/2021 (2-1814/2020) рассматриваемое в Омском областном суде. Как следует из материалов дела Гуселетов В.С. обратился с заявлением в суд, в котором указал, что ему на праве собственности принадлежат земельные участки общей площадью 719 179 кв. метров с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения. При этом в период с 2016 года по настоящее время, земельные участки используются ФГКУ «Управление Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации» для проведения учений, проезда военной техники и размещения различного имущества без договорных отношений с истцом. Согласно, заключения от 01.06.2020, выполненного ООО «Региональный Кадастровый Центр «Земля» использование земельных участков осуществляется с нарушением разрешенного использования.

В результате чего Гуселетов В.С. просит суд взыскать в его пользу с воинской части денежные средства в размере 154 699 920 рублей за рекультивацию земель и 450 000 рублей за упущенную выгоду.

Устранение несоответствия целевого назначения используемых ВНГ РФ земельных участков возможно осуществить по средством ряда юридически значимых действий, где первым и основным является действие по терпланированию объектов ОиБ. Статьей 26 Градостроительного кодекса РФ установлено, что решение о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую принимаются на основе документов терпланирования.

Федеральным законом[12] определен порядок перевода земельных участков из категории сельскохозяйственного назначения в категорию специального назначения. В целях реализации указанного порядка ВНГ РФ направляют ходатайство о переводе, содержание которого определено Минсельхозом России[13]. Рассмотрение ходатайства и принятие решения осуществляется Правительством РФ в отношении земель, находящихся в государственной собственности в течении 3 месяцев. По мнению автора, указанные сроки являются чрезмерными, так как могут отрицательно сказаться на выполнении служебно-боевых задач ВНГ РФ, в связи с чем, представляется необходимым их сократить. Подобные соображения высказывают исследователи В.Т. Капицкий, О.Н. Оздоева[14], Н.М. Симачкова, Е.В. Зарубина, Л.А. Журавлева, Н.Б. Фатеева, Л.Н. Петрова[15].

Таким образом, исследования законодательства свидетельствует о важной роли терпланирования в процессе размещения объектов ОиБ ВНГ РФ и соблюдения целевого использования земельных участков. При этом сами процессы изъятия земельных участков для государственных нужд и их перевод, по мнению автора требуют правового регулирования и совершенствования.

 

Библиографический список

1. Олейник С.А., Родин А.В. Теоретико-правовые и гражданско-правовые сентенции о месте и роли территориального планирования в Российской Федерации (на примере войск национальной гвардии Российской Федерации). //Вестник Российского нового университета. 2021. №1. С 175-179.

2. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации 2021, № 27 (часть I), ст. 5107.

3. Приказ Росгвардии от 14 января 2020 г. № 8 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия». // http://www.pravo.gov.ru, 26.06.2020.

4. Приказ Росгвардии от 30 ноября 2019 г. № 395 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности». // http://www.pravo.gov.ru, 30.01.2020.

5. Приказ Росгвардии от 30 ноября 2019 г. № 394 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной деятельности». // http://www.pravo.gov.ru, 30.01.2020.

6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 11, ст. 1639.

7. Вагизова Э.Р. Злоупотребление правом участниками земельных правоотношений: дис.  канд. юрид. наук / Э.Р. Вагизова. - Москва, 2013. 377 с.

8. Д.А. Курилин Проблемы изъятия земельных участков для государственных нужд/Отечественная юриспруденция. 2017. ООО «Олимп».

9. Голованов К.Н. Изъятие земельных участков для государственных  и муниципальных нужд – проблемы правового регулирования/Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 10 (145). С. 110-114.

10. Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации 2021, № 24 (Часть I), ст. 4188.

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1081 «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)» (вместе с «Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)»). Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 28 (часть I), ст. 5511.

12. Федеральный закон от 21 января 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 27 (часть I), ст. 5054.

13. Приказ Минсельхоза России от 17 мая 2010 г. № 168 «Об описании содержания ходатайства о переводе находящихся в собственности Российской Федерации земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и составе прилагаемых к нему документов». Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 17, 2016.

14. В.Т. Капицкий, О.Н. Оздоева Порядок перевода земель из одной категории в другую/Молодежь и наука. - 2014. №2. С. 24.

15. Н.М. Симачкова, Е.В. Зарубина, Л.А. Журавлева, Н.Б. Фатеева, Л.Н. Петрова К проблеме перевода земель и земельных участков из одной категории в другую/Московский экономический журнал. 2020 № 2. С. 21-25.


 

Разделы конференции »

  1. Единый государственный реестр недвижимости и земельно-имущественные отношения
  2. Мониторинг природных ресурсов и охрана окружающей среды
  3. Комплексное использование природных ресурсов
  4. Современные вопросы геологии
  5. Физика горных пород
  6. Новые технологии в природопользовании
  7. Применение современных информационных технологий
  8. Экономические аспекты недвижимости
  9. Мониторинг использования объектов недвижимости
  10. Топографо-геодезическое обеспечение кадастровых работ
  11. Современные технологии в профессиональном образовании