УДК 332.33
Сохранение территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов как основа рационального землеустройства в Ямало-Ненецком автономном округе
Плотников А.М.
Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева
Мурзалина А.З.
ГКУ «Ресурсы Ямала»
Комиссарова И.В.
Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева
Мирошниченко Н.В.
Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева
Использование природных ресурсов на землях традиционного природопользования должно обеспечивать возобновляемость, сохранение популяций растений и животных, сохранение сложившихся социальных и культурных связей и целостность объектов историко-культурного наследия.
В течение последних десятилетий Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) является главным газодобывающим регионом Российской Федерации, обеспечивающим более 90% российской газодобычи.
В то же время автономный округ является территорией традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера автономного округа, которые сохраняют самобытный традиционный уклад жизни.
По данным переписи населения 2010 года численность коренных малочисленных народов Севера в автономном округе составила более 37 тысяч человек, в том числе ненцев - около 27 тысяч человек, ханты - 8,2 тысячи человек, коми - 1,8 тысячи человек (рисунок 1).
В настоящее время коренные народы проживают преимущественно на территориях, не разрушенных индустриальной цивилизацией и поэтому имеющих наиболее высокую природную ценность. В связи с чем, с одной стороны, территории традиционного проживания и природопользования коренных народов часто совпадают или пересекаются с существующими и организуемыми особо охраняемыми территориями, с другой стороны, в России эти территории часто совпадают с зонами разрабатываемых и разведанных ресурсов недр.
Рис. 1 - Национальный состав ЯНАО
В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялся Международный форум по охране окружающей среды, на котором обсуждалась и была принята «Повестка дня - 21 век», глава 26 целиком посвящена «укреплению роли коренного населения в решении проблем окружающей среды». В ней подчеркивалось: «Многие поколения коренного населения сформировали целостное, основанное на обычаях представление о своей земле. Правительствам и международным организациям следует признать ценности, традиционные знания и методы рационального использования ресурсов, которыми пользуется коренное население при взаимодействии с окружающей средой и применять эти знания в других развивающихся районах». Принцип 22 Декларации «Утверждение соглашений по вопросам окружающей среды и развития», принятой в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, также гласит: «Коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды в силу их знаний и традиционной политики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы, и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития».
В конвенции о биологическом разнообразии в статье 81 сказано, что государства-участники «в соответствии со своими национальными законодательствами обеспечивают уважение, сохранение и поддержание знаний, нововведений и практики коренных и местных общин, отражающих традиционный образ жизни, которые имеют значение для сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, способствуют их более широкому применению с одобрения и при участии носителей таких знаний, нововведений и практики коренных и местных общин, отражающих традиционный образ жизни, которые имеют значение для сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, способствуют их более широкому применению с одобрения и при участии носителей таких знаний, нововведений и практики, а также поощряют совместное пользование на справедливой основе выгодами, вытекающими из применения таких знаний, нововведений и практики».
Международные принципы и нормы в отношении священных мест коренных народов непрерывно совершенствуются.
Международные принципы в отношении создания биосферных резерватов в полной мере относятся к проблеме охраны священных мест, так как территории традиционного проживания коренных народов насыщены такими местами, а церемонии, связанные с почитанием этих мест, направленные, обычно, на благодарение духов природы, почитание предков, имеют своей целью также ревностную охрану непотревоженности почитаемого места.
Все эти международные принципы и нормы в той или иной мере отражены в федеральном законодательстве об особо охраняемых природных территориях и об объектах культурного наследия Российской Федерации.
Эти объекты вносятся в государственные реестры, охраняются государственными исполнительными органами власти, для сохранности вокруг таких объектов создаются охранные зоны. Но эти же нормы могут быть использованы и для фактического отчуждения священных мест от коренных народов, связывающих их почитание и использование с определенными церемониями. Например, если священное место оказалось на территории заповедника, то проникновение к нему, и тем более разведение церемониального костра, становится невозможным или затруднительным [1].
Наиболее последовательное отражение реальных взаимоотношений коренных народов со своими священными местами найдено в действующем российском Федеральном законе от 07.05.2001 №49-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», в котором в статье 1 записано, что: «территории традиционного природопользования – особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Это означает, что священные места как «объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность» обязательно должны входить в состав территорий традиционного природопользования для «сохранения исторически сложившихся социальных и культурных связей, целостности объектов историко-культурного наследия», что охраны и использования территорий традиционного природопользования поддерживается обычаями коренных народов и может обеспечиваться самими коренными народами. Угроза внешнего вторжения на священные места предупреждается статусом территории традиционного природопользования как особо охраняемых природных территорий.
То есть обязательность вхождения священных мест в территории традиционного природопользования обеспечивает в отношении их использования и охраны те требования, которые предъявлены в Декларации коренных народов, без кодификации, картирования и других формальных процедур, столь противоестественных для таких объектов, как священные места.
Под традиционным природопользованием коренными малочисленными народами Крайнего Севера Российской Федерации подразумевается исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов.
Территории традиционного природопользования создаются на основании обращений лиц из числа коренных малочисленных народов Крайнего Севера, их общин или уполномоченных.
Размеры территорий традиционного природопользования определяются с учетом условий поддержания достаточных для обеспечения:
- возобновляемости и сохранения биологического разнообразия популяций растений и животных;
- возможности осуществления лицами, относящимися к малочисленным народам, различных видов традиционного природопользования;
- сохранения целостности объектов историко-культурного наследия.
На территориях традиционного природопользования могут выделяться следующие их части: участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений; объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность [2].
Охрана территорий традиционного природопользования обеспечивается органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов.
Главная особенность территорий традиционного природопользования состоит в том, что это очень специфические особо охраняемые природные территории, где экологические задачи решаются во взаимосвязи с религиозными, культурными и иными потребностями коренных малочисленных народов Севера. Части территорий традиционного природопользования обладают разным предназначением, которое, с одной стороны, связано с указанными задачами и потребностями, а с другой – направлено на сохранение памятников истории и культуры.
На землях традиционного природопользования могут находиться археологические, историко-культурные памятники, объекты и предметы религиозного культа (святилища, могильники и захоронения).
Использование природных ресурсов на этих территориях должно обеспечивать, с одной стороны, возобновляемость и сохранение популяций растений и животных, с другой - потребности малочисленных народов, сохранение сложившихся социальных и культурных связей и целостность объектов историко-культурного наследия.
Правила пользования землями традиционного природопользования устанавливаются субъектами Российской Федерации в соответствии с земельным, лесным, природоохранным и иным специальным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Формирование территорий традиционного природопользования производится в процессе составления специального проектного документа - специальной или комплексной схемы землеустройства района. В ней производится межотраслевое перераспределение земель без изменения форм собственности и категории земель. Размеры и границы территорий приоритетного природопользования (родовых угодий) устанавливаются с учетом исторически сложившихся границ и перспективного развития традиционного промысла и хозяйствования, численности коренных народов и лиц, к ним приравненных, состава семейных (родовых) или территориально-соседских общин, перспектив их развития, основных маршрутов оленеводческого кочевания, создания резервного запаса земель и характера ведения традиционного промысла и хозяйствования, а также расположения и ценности ресурсов традиционного природопользования и ограничений, приведенных выше. Границы этих территорий располагаются по живым урочищам, дорогам и квартальной сети на землях лесного фонда.
Территориальное (межхозяйственное) землеустройство разграничивает по территории сферы традиционного природопользования между его отдельными субъектами. При этом решаются следующие вопросы:
-
определение площадей землепользований родовых хозяйств путем набора целых геоботанических контуров и вычисления площадей частей контуров, резанных границами хозяйств;
-
определение обеспеченности природными биологическими ресурсами (в стоимостном выражении) всех членов родовых семей по каждому хозяйству;
-
разработка предложений по перераспределению земель традиционного природопользования (родовых угодий);
-
установление новых и уточнение внешних границ существующих землепользований, которые совмещаются с существующей квартальной сетью по материалам лесоустройства на основании материалов по установлению территории традиционного природопользования, на чертеж наносятся свободные (нераспределенные) земли, пригодные для использования в традиционных для коренных малочисленных народов отраслях и промыслах;
-
разработка направлений рационального использования биологических природных ресурсов (на каждое землепользование определяется приоритетное направление использования предоставленных земель и связанных с ними природных ресурсов; разрабатываются рекомендации по очередности и порядку освоения природных ресурсов, а также возможной передаче в аренду отдельных участков земель и связанных с ними природных ресурсов; разрабатываются предложения по размещению производственных объектов по приемке, переработке и реализации продукции традиционных отраслей и промыслов).
Проектные границы землепользований для осуществления традиционного природопользования устанавливаются по границам хорошо опознаваемых на местности природных объектов, линейных сооружений, квартальной сети. Они на местность не выносятся, а указываются в письменной или в устной форме землепользователям (метод землеуказания). Межевание этих земель по причине сложности проведения, невозможности дальнейшего сохранения на местности межевых знаков и границ не проводится.
Характер использования земельных участков связан с направлением традиционного природопользования, ограничениями и обременениями в использовании земли и других природных ресурсов, с разработкой комплекса мероприятий по охране земель и природных биологических ресурсов, в частности, для оленеводческого направления устанавливаются участки сезонного выпаса (летний, раннеосенний, позднеосенний, зимний, ранневесенний, поздневесенний, резервные); для промыслового направления - участки охоты и рыбной ловли по сезонам, для рекреационного - периоды для видов рекреационной деятельности [3].
В развитие федерального природоохранного законодательства в Ямало-Ненецком автономном округе принят закон «Об особо охраняемых природных территориях Ямало-Ненецкого автономного округа». Как и на федеральном уровне (Федеральный закон от 20.07.2000 №104-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»), данный Закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий как природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное значение, также обеспечения законных прав и интересов коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, сохранения и развития их традиционных форм жизнедеятельности, создания дополнительных механизмов по обеспечению экологической безопасности в Ямало-Ненецком автономном округе.
Региональным законом введены новые категории особо охраняемых природных территорий, такие как микрозаповедники и этно-природные парки. Этно-природные парки - это малоизмененные природные территории достаточной площади, имеющие особое экологическое и историко-культурное значение и являющиеся родовыми охотничье-рыболовными и оленеводческими угодьями коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей.
Задачами этно-природных парков являются сохранение территорий, имеющих особое экологическое и историко-культурное значение, обеспечение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, а также сохранение и рациональное использование местных природных ресурсов.
Семьям коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей предоставляется на переданных им территориях этно-природных парков исключительное право на охоту, рыболовство и другие виды пользования животным и растительным миром. На этих территориях не допускается какие-либо действия, влияющие на природную среду, без согласия населения, проживающего на соответствующих территориях.
Использование на территориях этно-природных парков ресурсов растительного и животного мира лицами, не входящими в состав семей, которым переданы угодья, допускается только с разрешения их владельцев.
Особенности режима и функционирования этно-природных парков определяются в Положении о них, утверждаемом администрацией автономного округа по охране окружающей среды, а для межрегиональных этно-природных парков – соглашениями между администрацией автономного округа и органами исполнительной власти сопредельных субъектов Российской Федерации.
Библиографический список.
1 Зенько А.П. Традиционная духовная культура ненцев Ямала в современных условиях. – Научный вестник: Салехард, 2009. – С.83-86.
2 Евладов В.П. По тундрам Ямала к Белому острову. – Тюмень, 2009. – 281 с.
3 Павлов П.Н. Комментарий к Федеральному закону «О территориях традиционного природопользования коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». – М, 2011. – 128 с.
|