В онлайне: 1 (гостей - 1, участников - 0)  Вход | Регистрация

 

УДК 502.5

 

Экологические проблемы индустриальных районов Китая. Ограничение возможностей территориального планирования при организации защиты природных ландшафтов

 

Юшкевич Т.И., к.б.н., профессор РАЕН

Иркутский аграрный университет им. А.А.Ежевского

 

Рассмотрены вопросы нарушения природных ландшафтов в регионе Внутренняя Монголия в Китае при интенсивной разработке открытым способом месторождения угля. Приведены данные по влиянию хозяйственной деятельности человека на природные ландшафты (на примере естественных пастбищ). Рассмотрены противоречия интересов государства и человека при территориальном планировании развития региона Внутренняя Монголия.

 

Ограничение территорий потенциально пригодных для ведения любой хозяйственной деятельности человека и его проживания, как в аграрных, так и в индустриальных стран сейчас становиться актуальным. Китай испытывает дефицит территорий, пригодных для ведения хозяйственной деятельности человека. Демографическая проблема вынуждает руководство страны и регионов развивать промышленность на природных ландшафтах. Темпы экономического развития страны колоссальные. Китай входит в лидеры мировых экономически развитых держав. Приоритет сохранения ценных природных ландшафтов не оспаривается (рис.1). Однако, экономические интересы государства ставятся выше частных интересов граждан, проживающих на его территории. Территориальное планирование, как государственный регулятор социальных, экономических, экологических и иных интересов граждан и государства не может уже в сложившихся условиях обеспечивать защиту интересов граждан, проживающих на территориях индустриальной разработки полезных ископаемых в регионе Внутренняя Монголия в Китае.

В целях обеспечения устойчивого развития индустриальных территорий и роста ВВП страны Правительство Китая развивает инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру этих районов, обеспечивая и учитывая интересы граждан, в том числе коренного местного населения, занимающихся скотоводством. Однако, наблюдаемые деградационные процессы естественных ландшафтов в районах открытого способа добычи каменного угля во Внутренней Монголии становятся необратимыми и масштабы распространения деградации увеличиваются с каждым годом, сокращая площади природных пастбищ (рис.2).

Скотоводство любой страны нуждается в сенокосах и пастбищах. Современные технологии промышленного скотоводства позволяют содержать на ограниченной территории большое поголовье. Например, в Китае скотоводческие комплексы промышленного типа рассчитаны на поголовье в 12000 голов, семья фермеров имеет стадо КРС не превышающее 1500 голов. Промышленные фермы обеспечиваются продукцией растениеводства, производимой на пашнях. Фермеры выпасают скот на выделенных для семьи природных пастбищах и обеспечивают кормами стадо за счет природных сенокосов. Фермеры не имеют возможности приобрести наделы пашни и производить продукцию растениеводства для обеспечения кормами своего стада КРС. Продуктивность природных ландшафтов (включая естественные сенокосы и пастбища) низкая. Единственным источником доходов фермерской семьи является животноводство. В условиях ограничения территорий и промышленного развития страны, сокращаются площади, отводимые для фермерского хозяйства. Отмечается негативное влияние промышленных отвалов горнодобывающей промышленности на природные ландшафты. Обостряются социальные проблемы региона, увеличивается безработица и расслоение по доходу граждан, проживающих в городе и в сельской местности.

Научные работники Китая и представители региональных отделений Гринпис проводят мониторинг антропогенного влияния на природные ландшафты региона Внутренняя Монголия [1]. Внутренняя Монголия имеет самое большое месторождение угля в Китае. Промышленное освоение месторождения является экономической составляющей бюджета страны и региона. Продукция месторождения обеспечивает работу перерабатывающих комплексов и тепло-энергетику региона. Внутренняя Монголия так же имеет самые большие территории природных ландшафтов, на которых развивается животноводство (мясного и молочного направления).

Современные технологии промышленного производства в сельском хозяйстве позволяют вести хозяйственную деятельность не обостряя деградационные процессы. Например, в Австралии хозяйственная деятельность человека направлена на приоритетное сохранение плодородных почв и территорий пригодных для сельскохозяйственного производства фермеров (рис. 3) [2].

В Китае приоритетным считается достижение экономических и природоохранных целей государственного уровня. Однозначно, что сельскохозяйственное производство, несмотря на его стратегическую важность, будет проигрывать по эффективности и доходности в сравнении с промышленным производством и разработкой полезных ископаемых. На территориях промышленной разработки полезных ископаемых отмечены быстро развивающиеся масштабные необратимые процессы (рис. 4).

Масштабы и динамика интенсивного влияния человека на окружающую среду требуют пристального рассмотрения вопросов взаимосвязи природы и человека [3]. Количество загрязняющих компонентов (пыли и химических соединений) оседающих на почву в промышленном центре региона Внутренняя Монголия – городе Хох-Хот увеличилось за последние три года с 2,1 до 4, 8 мг/см2 , на вегетативные органы хвойных и лиственных деревьев с 7,45 до 215,9 мг/см2 .

Угольная пыль и сажа оседают на почвах. Происходит загрязнение грунтовых вод, снабжающих населенные пункты питьевой и технической водой (рис.5-6).

Экологические проблемы прилегающих к угольному разрезу территорий уже имеют катастрофический характер и необратимость процессов деградации почв, загрязнения грунтовых вод, опустынивания природных ландшафтов. Наблюдается перекос отраслей экономики региона. В первую очередь снижается производство продукции растениеводства и животноводства (рис. 7-8). Высоко доходная отрасль подавляет низкодоходную. Ныне живущие граждане Китая обеспечиваются необходимыми продуктами питания, работой. Однако, при существующей демографической яме и уже имеющейся численности населения региона, нагрузка на природные территории и получаемый экономический доход с них не сопоставимы в отдаленной перспективой потери пригодных для жизни и ведения хозяйства природных ландшафтов.

В условиях ограничения жизненного пространства и территорий в Китае, пригодных для ведения хозяйственной деятельности человека интересы экономики государства ставятся выше интересов частного лица. Государственное территориальное планирование стремиться с минимизации ущерба, наносимого природе, однако в масштабах промышленного развития региона отмечены уже не обратимые процессы деградации почв, которые невозможно остановить внедрением проектов рекультивации нарушенных земель.

Печальный опыт «экономического чуда» и его последствий для природных ландшафтов и граждан, проживающих в этих районах должен учитываться при формировании планов территориального развития районов в России, особенно имеющих схожие природно-климатические условия и запасы полезных ископаемых.

 

Рис. 1 - Природный ландшафт региона Внутренняя Монголия по данным 1995 года [1].

Рис. 2 - Природный ландшафт региона Внутренняя Монголия по данным 2013 года. Формирование карстовых воронок [1].

Рис. 3 - Агро ландшафт в Австралии. Хозяйственная деятельность человека на почвах, подверженных эрозии [2].

 

Рис. 4 - Космический фотоснимок территории региона Внутренняя Монголия по данным 2013 года. Формирование массивов карстовых воронок [1].

 

Рис. 5 - Отвод грунтовых вод способствует размыванию карстовых воронок и формированию овраговых массивов в районе интенсивного освоения угольного месторождения на территории региона Внутренняя Монголия по данным 2013 года [1].

Рис. 6 - Загрязнение грунтовых вод в районе интенсивного освоения угольного месторождения на территории региона Внутренняя Монголия по данным 2013 года [1].

Рис. 7 - Массовая гибель сельскохозяйственных животных у фермеров, имеющих выделенные пастбища в районе интенсивного освоения угольного месторождения на территории региона Внутренняя Монголия по данным 2013 года [1].

Рис. 8 - Гринпис предупреждает последний раз [1].

 

Библиографический список

1. Sun Qingwei, Директор проекта Greenpeace (Восточная Азия). Долгосрочный мониторинг деградации пастбищ и охраны окружающей природной среды. 孙庆伟,绿色和平 (东亚)气候与能源项目主任,长期关注我国草原自然环境的恶化和保护[Электронный ресурс].- Код доступа URL: //http://yixi.tv/lecture/36(дата обращения 12.12.2016).

2. Patchwork ploughing: Australian farmer creates huge geometric artwork to fight soil erosion [Электронный ресурс].- Код доступа URL: //https://i.guim.co.uk/img/media/97d6b0c35971283bb2afa157b1e9381e15328f9b/0_0_650_738/master/650.jpg?w=940&q=55&auto=format&usm=12&fit=max&s=dc1b275bb86168eb98277d54ccde3c11(дата обращения 12.12.2016)

3. Юшкевич Т.И. Глобальные проблемы экологии и государственное территориальное планирование в Китае [Электронный ресурс].- Код доступа URL: // http://kadastr.org/conf/2015/pub/prirresurs/globalnye-problemy-ekol-i-gos-terr-planir-v-kitae.htm (дата обращения 12.12.2016)

 


 

Разделы конференции »

  1. Государственный кадастр недвижимости и земельно-имущественные отношения
  2. Мониторинг природных ресурсов и охрана окружающей среды
  3. Комплексное использование природных ресурсов
  4. Современные вопросы геологии
  5. Физика горных пород
  6. Новые технологии в природопользовании
  7. Применение современных информационных технологий
  8. Экономические аспекты недвижимости
  9. Мониторинг использования объектов недвижимости
  10. Топографо-геодезическое обеспечение кадастровых работ

#menuinclude(1-elibraryru)