В онлайне: 1 (гостей - 1, участников - 0)  Вход | Регистрация

 

УДК 332.362

К вопросу ограничения прав на земельные участки вследствие опасных геологических явлений на примере провала в селе Дедилово

 

Чекулаев В.В., доцент, Тесаков Н.Е., ст. преподаватель

Тульский государственный университет, Россия

 

На примере карстового провала, произошедшего в с. Дедилово Киреевского района Тульской области, рассматриваются предпосылки происхождения опасных геологических явлений подобного рода, влияние опасных экзогенных явлений на процесс землепользования и вопросы компенсации возникшего ущерба.

 

Чрезвычайная ситуация природного характера, произошедшая 10 мая 2019 года в селе Дедилово Киреевского района Тульской области, вызвала широкий резонанс у жителей региона. Безусловно, данное происшествие послужило предметом дискуссий представителей профессионального сообщества.

По горячим следам Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области и профильных специалистов осуществлено изучение места обвала. Установлено, что в границах земельного участка, прилегающем к домовладению № 25 по ул. ул. Сурельникова, образовался провал грунта диаметром около 30 метров и глубиной около 15 метров. Для минимизации рисков негативных последствий доступ на территорию был ограничен специальными средствами [9].

 

 

Рис. 1 - Место карстового провала

 

Между тем, специалисты, занимающиеся вопросами изучения опасных геологических явлений, рассматривают различные версии произошедшего. Так, директор по производственной и научно-исследовательской работе ООО «ГрандГео» В.И. Каширский предположил, что провал, произошедший в селе Дедилово Киреевского района, мог быть как следствием природных карстовых и карстово-суффозионных процессов, так и результатом промышленной подработки территории, выполнявшейся на протяжении многих столетий [6].

Несмотря на значительный резонанс рассматриваемого явления, важно отметить, что экзогенные геологические процессы на территории Тульской области проявляются достаточно широко, зачастую наносят значительный материальный ущерб народному хозяйству, а иногда и создают реальную угрозу безопасности жизнедеятельности человека. Наибольшую опасность представляют карст, суффозия, плывуны, оползнеобразование, подтопление и речная эрозия. Наиболее опасными для объектов народного хозяйства Тульской области являются карстовые процессы. Общая степень пораженности карстовыми процессами в регионе более 50% [5]. Так, согласно данным ОСП ОАО «Геоцентр-Москва» - Территориальный Центр «Тула-Геомониторинг» В целом, площадь территорий, на которых происходит развитие карстовых процессов в Тульской области, составляет 15 % (~ 4тыс. км2) имеет пораженность, не превышающую 0.25 карстопроявлений на 1 км2, а за период с 1996 г. (начало ведения Государственного мониторинга экзогенных геологических процессов (ГМЭГП) по 2008 г. на территории Тульской области произошло 28 провалов земной поверхности, причиной образования которых явились карстовые и карстово-суффозионные процессы [5].

Карстовые процессы служат причиной деформаций зданий, строений, сооружений, наличие карстово-суффозионных явлений удорожает работы, требуя дополнительных инженерно-геологических изысканий. Карстовые воронки на поверхности сельскохозяйственных угодий влекут выбытие из использования участки земли вокруг таких воронок.

Следует отметить, что в восточном направлении от пос. Скуратово по оси Тульско-Болоховского поднятия расположен район со значительной плотностью проявления карстообразования.

К наиболее свежим проявлениям в указанном районе как раз и относится провал в селе Дедилово Киреевского района Тульской области, который произошел 8 мая 2019 г [10]. Исходя из геологической структуры «Дедиловского обвала», в данном случае произошло мгновенное провальное обрушение, вероятно, связанное с ранее возникшими полостями-пещерами на глубине примерно 30-40 метров от поверхности, где известняка происходило на протяжении длительного времени и критический момент возник. Когда обильные внешние воды 2019 года усилили движение-растворение и в результате почвенный-растительный покров купольно-видного поднятия обрушился.

Карстовый провал произошел в непосредственной близости от границ земельного участка и расположенного на нем жилого дом, находящихся в частной собственности граждан. С противоположной стороны дома, на участке которого произошел провал, имеется водный объект (озеро практически круглой формы), с крутыми склонами, явно карстово-провального происхождения, а на противоположном берегу этого озера имеются несколько заросших травой воронок. В 150–200 м от провала, произошедшего 08.05.2019 г., можно наблюдать несколько десятков воронок, которые можно классифицировать как провальные.

Полагаем, что рассматриваемый провал был спровоцирован культивированием гражданами приусадебного участка с применением специализированной техники, то есть произошла так называемая подгрузка массива горных пород. Возникает вопрос земельно-имущественного характера: в чьей зоне ответственности окажется вопрос ликвидации последствий провала – органов местного самоуправления или собственников земельного участка. Предложение регионального министерства природных ресурсов и экологии заключаются в том, что засыпать провал в с. Дедилово – представляется достаточно дорогостоящим и ненадежным мероприятием, так как неизвестны размеры подземной полости и процесс может повториться и даже усилиться.

Рассматриваемое природное явление, безусловно, представляет интерес в части оценки размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, расположенных в непосредственной близости от эпицентра карстового провала.

Содержание основных принципов земельного законодательства, закрепленных в ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающих правовую сущность и ключевое значение земли как ограниченного природного ресурса подразумевает симбиоз гражданско-правового и публичного режима использования земельных участков. Согласно положениям ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, п. 3 ст. 209 Гражданского кодекса (ГК) РФ владение, пользование и распоряжение земельными участками осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. С учетом этого в законодательстве устанавливаются специальные правила и ограничения, обеспечивающие рациональное использование земельных участков и способствующие защите окружающей среды [8].

Рассматривая указанные нормативно-правовые регуляторы, можно выделить установление зон с особыми условиями использования территорий, изменение вида разрешенного использования земельных участков, осуществленное для достижения определенных целей и задач и т.д.

Действующее земельное законодательство предусматривает исчерпывающий перечень компенсационных механизмов, гарантирующих право собственников земельных участков на компенсацию вреда, вызванного ухудшением качества земель и ограничении прав. Статья 57 Земельного кодекса устанавливает генеральную норму о возмещении убытков (в том числе упущенной выгоды), причиненных ограничением прав на земельные участки (подп. 4 п. 1) [3].

В числе оснований возмещения убытков и упущенной выгоды вследствие ухудшения качества почв, ограничения прав Земельный кодекс устанавливает следующие:

- ухудшение качественных показателей земель в результате деятельности третьих лиц;

- ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;

- ограничение прав в результате установления или изменения зон с особыми условиями использования территорий;

- изменение целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка [3].

Возвращаясь к рассматриваемому в настоящей статье случаю, необходимо отметить, что карстовый обвал произошел в районе дома № 25 по ул. Сурельникова (с. Дедилово). Так район, где произошел обвал, выглядит на публичной кадастровой карте.

 

 

Рис.2 - Место обрушения на публичной кадастровой карте

 

Как видно из представленных материалов обвал грунта частично произошел в границах земельного участка с кадастровым номером 71:12:070304:61, частично – на неразграниченных землях.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 71:12:070304:61 входит в состав Единого землепользования (кадастровый номер 71:12:000000:58), относится к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с п. 2.2 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утведенному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 ведение личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) предусматривает размещение жилого дома; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных [4].

Очевидно, что случившееся чрезвычайное происшествие не позволяет использовать указанный выше земельный участок в соответствии с его целевым назначением, следовательно, в данной ситуации можно говорить об ограничении прав собственников земельного участка с кадастровым номером 71:12:070304:61. В то же время, анализ содержания ст. 56, 56.1 Земельного кодекса позволяет сделать вывод о том, что рассматриваемое ограничение не относится к числу тех, за которые положениями ст. 57 Кодекса предусмотрена компенсационные процедуры [3].

Анализ иных специальных норм земельного законодательства позволяет рассмотреть в качестве возможного еще один механизм – реквизицию. Статьей 51 Земельного кодекса установлено, что в случаях возникновения обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции [7]. Реквизиционные механизмы закреплены также и в гражданском законодательстве (ст. 242 Гражданского кодекса Российской Федерации) и позволяют собственнику имущества требовать соответствующую компенсацию, а в случае прекращения обстоятельств, приведших к необходимости реквизиции, требовать в судебном порядке восстановления прав на реквизированное имущество [2].

Безусловно, сложившаяся в селе Дедилово ситуация требует дополнительных геологических, инженерных и топографо-геодезических исследований, которые позволят достоверно определить степень риска собственников земельного участка с кадастровым номером 71:12:070304:61. Неслучайно Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области был объявлен тендер в размере 2 000 000 рублей на проведения специализированного исследования причин образования геологического обвала [8].

Рациональное использование земель в зонах влияния опасных экзогенных геологических процессов может быть достигнуто посредством комплексного планирования с учетом ограничений правового и социального характера, а также изменений кадастровой стоимости, вызванных прогнозами на ухудшение состояния земель и в первую очередь с точки зрения безопасности ведения хозяйственной деятельности и проживания населения [10].

Провал в селе Дедилово, безусловно, необходимо засыпать: по предварительным оценкам для этого потребуются значительные работы: нужно заполнить пустое пространство объемом более 1000 м3. Сюда на эту «горку», к провалу потребуется на самосвалах подвести и ссыпать: песок, глину (вперемежку слой за слоем). Операция отсыпки потребует особой осторожности; большегрузные самосвалы могут способствовать дополнительному обрушению бортов провала.

Вышеуказанные факты активизации процессов образования карстов в Тульской области указывают на необходимость обеспечения прогнозирования возникновения карстов и особенно на территории населенных пунктов.

Образование провалов земной поверхности в результате активизации карстовых процессов в районах жилой и промышленной застройки может носить катастрофический характер, выражающийся в деформациях, частичном или полном разрушении зданий и сооружений. При этом необходимо отметить существенные затраты на ликвидацию последствий опасных экзогенных геологических процессов, а также социально-психологическую напряженность населенных пунктов, находящихся в опасной зоне.

Для своевременного предупреждения возникновения опасных геологических процессов, включая карст, и прогноза их развития проводится система наблюдений (мониторинг) за состоянием геологической среды в тех районах и участках, где опасность их негативных проявлений наиболее вероятна [5].

Для предотвращения последствий этих негативных процессов необходима полноценная и разносторонняя информация о масштабах распространения карстовых процессов, действующих (или способных действовать) на землях определенной территории, их интенсивности, частоте и размерах чрезвычайных ситуациях природного характера. Без информационно-картографической основы, разносторонне характеризующей источники природных опасностей, их пространственное распределение, масштабы проявления и их периодичность, невозможна объективная оценка подверженности земель региона опасным природным процессам (явлениям), успешное планирование профилактических и защитных мероприятий по борьбе с ними. Для этих целей необходимо проводить организацию и ведение мониторинга опасных территорий.

В заключении стоит отметить, что сложившаяся геологическая обстановка в районе обвала остается напряженной. Органы местного самоуправления декларируют сведения о регулярном мониторинге зоны обрушения, однако истинные масштабы карстового образования остаются неизвестными. С учетом изложенного, дальнейшее землепользование в районе обрушения представляется не только опасным, но и противоречащим основным принципам земельного законодательства, предусматривающего исчерпывающий перечень компенсационных механизмов. Дальнейшее развитие ситуации должно напрямую зависеть от геологического мониторинга и инженерно-геологических изысканий, которые смогут гарантировать безопасность собственникам объектов недвижимого имущества. В противном случае, земельные участки и земли в районе обрушения должны подлежать изъятию, либо консервации.

 

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ. РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ. РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ // СЗ. РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
  4. Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков : Постановление Правительства Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 // РГ. —2014. — № 217.
  5. Басова И.А., Чекулаев В.В. Влияние природных факторов на кадастровую оценку земель особо охраняемых территорий и объектов Тульской области // Известия ТулГУ. Науки о Земле. 2010. № 2. С. 153-164.
  6. Каширский, В.И.  Провал грунта в селе Дедилово Тульской области. Сравнительный анализ катастрофических явлений / В.И. Каширский. [Электронный ресурс] // Информационный ресурс для инженеров-изыскателей URL: https://www.geoinfo.ru/product/kashirskij-vladimir-ivanovich/proval-grunta-v-sele-dedilovo-tulskoj-oblasti-sravnitelnyj-analiz-katastroficheskih-yavlenij-41373.shtml.
  7. Маркелова А.А. Возмещение вреда, причиненного ограничением прав на земельные участки в публичных интересах // Закон. 2020. № 3. С. 157 - 173.
  8. Ревякин А.П. Реквизиция земельных участков как ограничение прав на землю // Экологическое право. 2018. № 3. С. 32 - 36.
  9. Происхождение огромного провала в тульском селе Дедилово выясняют специалисты [Электронный ресурс] // Газета «КП-Тула». URL: https://www.tula.kp.ru/daily/26977.4/4035313/.
  10. Чекулаев В.В., Цибулькина К.А. Изученность распространения экзогенных геологических процессов на территории Тульской области // Кадастр недвижимости и мониторинг природных ресурсов: 3-я Международная научно-техническая интернет-конференция / под общей редакцией И.А.Басовой: сборник научных трудов. Тула: Изд-во ТулГУ. 2018 г. С. 228-232.


 


 

Разделы конференции »

  1. Единый государственный реестр недвижимости и земельно-имущественные отношения
  2. Мониторинг природных ресурсов и охрана окружающей среды
  3. Комплексное использование природных ресурсов
  4. Современные вопросы геологии
  5. Физика горных пород
  6. Новые технологии в природопользовании
  7. Применение современных информационных технологий
  8. Экономические аспекты недвижимости
  9. Мониторинг использования объектов недвижимости
  10. Топографо-геодезическое обеспечение кадастровых работ