В онлайне: 1 (гостей - 1, участников - 0)  Вход | Регистрация

 

УДК 631

Восстановление плодородия почв с применением фитомелиоративных приемов и агролесомелиорация

 

Минниахметов И.С., доцент

Башкирский государственный аграрный университет, Россия

 

Рассмотрены фитомелиоративные приёмы и агролесомелиорация по восстановлению плодородия деградированных почв.

 

Фитомелиоративные приёмы основаны на динамике учёта по­ступления органического вещества с растительными остатками в балансе гумуса почвы [1].

Однолетние культурные растения в чернозёмной зоне обеспе­чивают ежегодное поступление поверхностных и корневых остат­ков в количестве 2,7—4,4 т/га; многолетние травы создают приход растительного вещества: 5,1—5,8 т/га — люцерна, 5,2—6,0 т/га — райграс.

Наибольшее поступление органического вещества в почву на­блюдается в условиях целины, например, в степи это поступление составляет 6—12 т/га растительного вещества, из которого ежегод­но формировалось 1,4—2,5 т/га гумуса.

Поступление гумуса за счёт растительных остатков однолетних сельскохозяйственных культур составляет лишь 17—53% опти­мального его поступления. В почвозащитных севооборотах при доле многолетних бобовых трав 40 % и более бездефицитный ба­ланс гумуса в почве обеспечивается за счет гумификации пожнивно-корневых остатков без дополнительного внесения органичес­ких удобрений. Злаковые многолетние травы отличаются более высокими почвозащитными свойствами, чем бобовые, однако для восстановления плодородия разрушенных земель необходимо уча­стие бобовых трав. Для этого рекомендуют использовать много­компонентные смеси, в которых отдельные виды трав имеют раз­личные ярусность, строение корневой системы, разновременное максимальное проективное покрытие.

На смытых почвах и с увеличением степени смытости количе­ство растительных остатков, поступающих в почву, снижается от надземной массы в 1,5—2,0 раза, от корневой массы это уменьшение составляет 8—10 %.

В условиях недостаточного увлажнения количество поверхнос­тных остатков сельскохозяйственных культур зависит не только от степени смытости почвы, но и от её положения на склоне, что значительно влияет на урожай помимо эрозии и влагообеспеченности. Например, в нижних частях склонов степной зоны незави­симо от степени смытости количество поверхностных остатков озимой пшеницы колеблется от 48 до 66 % (в среднем 60 %) коли­чества, определяемого на водоразделах.

Поверхностные остатки, например озимой пшеницы, интен­сивнее разлагаются на среднесмытой почве, а корневые — на несмытой, потому что поверхностные и корневые остатки пшеницы имеют различные соотношения легко- и труднодоступ­ных для микроорганизмов веществ.

Большая трансформация поверхностных остатков на среднесмытой почве связана с дефицитом поступающей с ними доступ­ной целлюлозы, составляющей 55—60 % количества на несмытой почве при близкой микробиологической активности. Более актив­ному протеканию процесса разложения поверхностных остатков способствует недостаток азота в смытой почве.

В генетически зрелых почвах коэффици­ент гумификации снижается, а минерализация растительных ос­татков возрастает. Потенциальные скорости формирования гуму­сового горизонта среднесмытых почв в 2—3 раза, а сильносмытых почв — в 3,5—5,5 раза больше, чем несмытых и слабосмытых.

На эрозионно-опасных территориях эффективно использовать поверхностные остатки для поддержания плодородия почвы сложнее, т.к. это усложняется вынужденным применением ча­сти их в противоэрозионных целях (при различных почвозащит­ных обработках, формировании стерневых кулис, заполнении стокорегулирующих канав, мульчировании и др.). Однако и остав­лять на поверхности почвы большое количество растительных ос­татков нецелесообразно. В этом случае снижается температура почвы, что задерживает рост и развитие яровых культур, а также наблюдаются переувлажнение почвы и её анаэробиоз в весенний период. Недопустимо сжигание стерни.

При небольшом количестве послеуборочных остатков (2—4 т/га) можно использовать минимальную обработку почвы, что особен­но эффективно в районах недостаточного или умеренного увлаж­нения. Минимальная обработка почвы замедляет дегумификацию, заделывать солому в почву целесообразно чизелем и тяже­лым культиватором.

На склоновых землях эффективна система уплотненного использования пашни при возделывании в севообороте наряду с основными культурами озимых, промежуточных, поукосных, пожнивных и подсевных культур. Растительные остатки промежуточных культур пополняют почву элементами питания, ферментами, благоприятствующими синтезу гумуса.

Эффективность воздействия промежуточных культур на плодо­родие почвы обусловлена спецификой химического состава (вы­соким содержанием азота и оксида кальция), а также уборкой рас­тений до наступления их физиологической спелости. При этом эффективность промежуточных посевов в почвоулучшении при­ближается к эффективности хорошо приготовленного навоза.

Более низкая эффективность вносимого с органическими удоб­рениями азота по сравнению с азотом минеральных удобрений для полного и экологически безопасного удовлетворения потреб­ностей культур в этом элементе требует проведения запашки всей массы бобовых культур в качестве сидератов. Возделывание сидератов (люпина, гороха, чины, масленичной редьки, эспарцета, донника белого, рапса, райграса, горчицы и др.) — один из спосо­бов повышения плодородия почв за счет улучшения водно-физи­ческих свойств, активизации биологических процессов, увеличе­ния содержания азота. Особенно эффективно их применение в районах, удаленных от животноводческих ферм, а также их мало­плодородных и легких по гранулометрическому составу почвах. Вид зелёных удобрений выбирают по их действию: бобовые культуры предпочтительнее для сохранения и увеличения в почве азо­та, злаковые травы за счёт более разветвленной корневой систе­мы — для улучшения структуры почвы [3—18].

Агролесомелиорация (система мероприятий по борьбе с эрозией почвы, суховеями и засухой) — создание защитных лесонасаждений на балках, оврагах, мелиорируемых и рекультивируемых землях.

В лесных полосах повышается поглотительная способность и фильтрация, улучшаются водно-физические свойства смытых почв, воспроизводство гумуса. Под пологом леса в светло-каштановой почве валовые запасы гумуса достигают 69 т/га, в тёмно-каштановой — 192 т/га, при удалении от лесонасаждений на расстояние до двух высот запасы гумуса уменьшаются до 62 и 163 т/га, а при большем удалении от полосы гумуса снижаются до 29 и 88 т/га.

По сравнению с почвами полей без лесных полос почвы вблизи деревьев при прочих равных условиях имеют повышенное содержание гумуса в 1,7 раза, Р205 в 1,3—1,5 раза, К20 в 4,5 раза, N в 1,7—7 раз.

Лесные полосы продуваемой конструкции имеют крупные просветы между стволами (площадь просветов более 60 %) и мелкими просветами в кронах (0—10), а ажурные полосы — мелкие просветы между стволами и в кронах суммарной площадью 15—33 %, в непродуваемых конструкциях — 0—10 %.

Продуваемые лесополосы рекомендуют для лесостепи и чернозёмной степи, Центральной чернозёмной зоны, Поволжья, Западной Сибири и Северного Кавказа, ажурные — в районах распространения каштановых почв Поволжья и в степных районах Северного Кавказа. Устройство непродуваемых полос не рекомендуется.

Расстояния между рядами на серых лесных почвах и чернозёмах — 2,5—3,0 м, на южных чёрноземах и каштановых почвах — 3—4 м, между сеянцами в ряду — 1,5—2,0 м. Для разных районов требуемое число сеянцев на 1 га лесной полосы составляет от 880 до 2700. Саженцы и черенки высаживают через 2,5—3,0 м.

Посадку (посев) лесных полос на подверженных ветровой эрозии землях проводят ранней весной. Лесные полосы создают диагонально-групповым (сеянцы размещают группами по 3—5 растений, расстояние между группами в ряду 7—9 м), шахматным (расстояние в ряду 5—8 м, между рядами — 2 м), группово-рядовым и другими способами, при которых обеспечивается механизированный уход за почвой. Шахматный способ лучше использовать в засушливых районах [2].

 

Библиографический список

1. Амиров, М.Б. Основные направления биологизации земледелия / М.Б. Амиров, И.С. Минниахметов // Актуальные экологические проблемы Республики Татарстан: тезисы докладов III республиканской научной конференции. — Казань, 1997. — С. 176—177.

2. Голованов, А. И. Рекультивация нарушенных земель / А. И. Голованов, Ф. М. Зимин, В. И. Сметанин ; под ред. А. И. Голованова. — Москва: КолосС, 2009. — 325 с.

3. Кадыров, Г.И. Развитие эрозии почв в Республике Башкортостан / Г.И. Кадыров, И.С. Минниахметов // Защита земель от деградации и формирование устойчивых экологически сбалансированных агроландшафтов в Республике Башкортостан: сб. докладов на Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященной 85-летию Косоурова Ю.Ф.; под ред. И. Д. Стафийчука. — Уфа, 2014. — С. 41—42.

4. Минниахметов, И. С. Плодородие выщелоченного чернозема и продуктивность пашни в биологическом земледелии : дис. ... канд. с.-х. наук : 06.01.03 / И. С. Минниахметов. — Уфа, 2001. — 180 с.

5. Минниахметов, И.С. Биологизация земледелия в Южной лесостепной зоне Башкортостана / И.С. Минниахметов, В.С. Сергеев / Сберегающее (биологическое) земледелие в современном сельском хозяйстве: материалы Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2014. — С. 143—148.

6. Минниахметов, И.С. Биологизация земледелия и питательный режим почвы / И.С. Минниахметов, Б.С. Мурзабулатов // Инновации, экобезопасность, техника и технологии в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Уфа, 2012. — С. 226—228.

7. Минниахметов, И.С. Биологизация земледелия и физико-химические свойства почвы / И.С. Минниахметов, Б.С. Мурзабулатов // Инновационному развитию агропромышленного комплекса — научное обеспечение: материалы Международной научно-практической конференции в рамках XXII Международной специализированной выставки «АгроКомплекс—2012». — Уфа, 2012. — С. 131—133.

8. Минниахметов, И.С. Использование геоинформационных систем в особо охраняемых природных территориях / И.С. Минниахметов, И.Р. Мифтахов // Состояние и перспективы увеличения производства высококачественной продукции сельского хозяйства: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Уфа, 2013. — С. 50—52.

9. Минниахметов, И.С. На пути к биологическому земледелию / И.С. Минниахметов, В.С. Сергеев // Сберегающее (биологическое) земледелие в современном сельском хозяйстве: материалы Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2014. — С. 138—143.

10. Минниахметов, И.С. Рекультивация и обустройство обводненных карьеров / И.С. Минниахметов, Б.С. Мурзабулатов, Я.С. Сагитов // Состояние и перспективы увеличения производства высококачественной продукции сельского хозяйства: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Уфа, 2016. — С. 54—57.

11. Минниахметов, И.С. Содержание гумуса в черноземе выщелоченном в различных севооборотах в условиях Южной лесостепи Республики Башкортостан / И.С. Минниахметов, Б.С. Мурзабулатов // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. — 2013. —  № 1 (25). — С. 19—20.

12. Минниахметов, И.С. Экологизация земледелия в Республике Башкортостан / И.С. Минниахметов, Б.С. Мурзабулатов // Перспективы инновационного развития АПК: материалы Международной научно-практической конференции в рамках XXIV Международной специализированной выставки «Агрокомплекс–2014». — Уфа, 2014. — С. 199—202.

13. Мурзабулатов, Б.С. Агроэкологическая оценка плодородия почв / Б.С. Мурзабулатов, И.С. Минниахметов // Инновации, экобезопасность, техника и технологии в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Уфа, 2012. — С. 232—233.

14. Мурзабулатов, Б.С. Баланс элементов минерального питания в выщелоченном черноземе при внесении удобрений в условиях Зауралья Республики Башкортостан / Б.С. Мурзабулатов, И.С. Минниахметов // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. — 2013. — № 3 (27). — С. 22—24.

15. Мурзабулатов, Б.С. Кадастровая стоимость земель на основе биоэнергетической и денежной оценки плодородия почв Зауралья Республики Башкортостан / Б.С. Мурзабулатов, И.С. Минниахметов // Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития АПК: материалы Международной научно-практической конференции в рамках XXIII Международной специализированной выставки «АгроКомплекс-2013». — Уфа, 2013. — С. 77—78.

16. Мурзабулатов, Б.С. Оценка плодородия пахотных земель Зауралья Республики Башкортостан / Б.С. Мурзабулатов, И.С. Минниахметов // Инновации, экобезопасность, техника и технологии в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Уфа, 2012. — С. 236—237.

17. Сергеев, В.С. Использование биопрепарата ризосферных бактерий при возделывании зернобобовых и бобовых культур / В.С. Сергеев, И.С. Минниахметов, А.М. Дмитриев // Сберегающее (биологическое) земледелие в современном сельском хозяйстве: материалы Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2014. — С. 178—181.

18. Хайритдинова, А.Р. Роль современных вертикальных движений земной коры формировании русел рек Юрюзань и Ай их нижнем течении / А.Р. Хайритдинова, И.С. Минниахметов, Г.Т. Турикешев // Инновации, экобезопасность, техника и технологии в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Уфа, 2012. — С. 222—225.


 


 

Разделы конференции »

  1. Государственный кадастр недвижимости и земельно-имущественные отношения
  2. Мониторинг природных ресурсов и охрана окружающей среды
  3. Комплексное использование природных ресурсов
  4. Современные вопросы геологии
  5. Физика горных пород
  6. Новые технологии в природопользовании
  7. Применение современных информационных технологий
  8. Экономические аспекты недвижимости
  9. Мониторинг использования объектов недвижимости
  10. Топографо-геодезическое обеспечение кадастровых работ